ШОК БУДУЩЕГО

21.12.2013 Распечатать запись

«Свобода — это сбрасывание уз, но это и ограничение. Не стоит быть рабом мимолетностей, бесконечных новых впечатлений, потока перемен. Жаль человека, который посадит дерево, но так и не увидит, как оно растет». (П.С.Гуревич)

В начале 70-х годов в Соединенных Штатах вышла в свет книга известного футуролога и социолога Элвина Тофлера «Шок будущего». За короткое время книга стала несомненным бестселлером и это не удивительно; в отличие от своих многочисленных коллег, делающих стандартные прогнозы будущего человечества, он предложил свой довольно нестандартный прогноз.Конкретно речь шла о том, что сегодня человечество захватывает неведомое ранее психологическое состояние, которое по своему воздействию может быть приравнено к заболеванию. Есть у этой болезни и свое название «футурошок» или «шок будущего». По мнению автора человечество может погибнуть вовсе не от того, что рано или поздно окажутся исчерпанными кладовые земли, выйдет из-под контроля атомная энергия или погибнет истерзанная природа. Э.Тофлер настаивает на том, что уже в самом ближайшем будущем, люди будут не в состоянии выдерживать те огромные психологически нагрузки, постоянное возрастание которых нам приходиться испытывать уже сегодня. Именно это, по мнению автора, и приведет к гибели как каждого отдельного индивидуума, так и всего человечества в целом.

Недавние исследования в области психологии установили тот факт, что в человеческом организме существует определенный предел восприятия происходящих вокруг него изменений. И если этот предел бывает пройден наш мозг, попросту говоря, отключается и мы перестаем нормально, адекватно оценивать то, что происходит вокруг.

В определенном смысле в этом нет ничего страшного.
Часто подобная защитная реакция организма бывает даже полезна и необходима, т.к. с ее помощью человек может без видимых психологических и даже физиологических потерь безболезненно пережить ту или иную стрессовую ситуацию. В истории Церкви известны случаи, когда выжившие в пытках христианские мученики не помнили того, что с ними происходило и с недоумением спрашивали окружающих о том, когда же их поведут на съедение львам и т.д.?

Заметим; подобные истории это вовсе не сказки. И в наше время нередко приходится фиксировать удивительные случаи подобного рода. Так например, во время Второй мировой войны был отмечен случай когда американский солдат по имени Чиндит сражавшийся в тылу линии японской армии, уснул во время шквального пулеметного огня, буквально бушующего вокруг него. Более позднее исследование показало, что данный случай вовсе не был единичным и , что этот солдат не был уставшим или не выспавшимся. Он был сражен чувством сверхмощной апатии, которая возникла из-за того, что его мозг не смог справиться с мгновенно меняющейся окружающей обстановкой.

Точно также неадекватно ведут себя люди, во время опасностей или стихийных бедствий, и в мирное время. Например, известен случай, когда во время внезапно налетевшего урагана: «…девочка забралась в музыкальный магазин через разбитое окно, спокойно купила пластинку и вышла наружу, хотя стекла здания разбивались порывами ветра и осколки летали по воздуху внутри магазина».

Многие люди попавшие в похожие ситуации говорят о том, что не испытывали ни страха, ни паники, что их сознание было как бы частично затемнено. И не исключено, что именно такая реакция человеческого организма позволила им выжить в трудную минуту.

Однако, другое дело, — если человек будет находиться в подобной ситуации постоянно! В этом случае речь уже не может идти о защитном механизме, т.к. длительное пребывание человека в быстроменяющейся остановке приводит чаще всего к распаду человеческой психики, к распаду личности и потере жизненных ориентиров.

Именно это и происходит сегодня в окружающем нас мире. То что было актуально для Америки 70-х, стало реальностью в наше время. Дело в том, что последние 20-ть лет принесли такое огромное количество перемен в нашу жизнь, что зачастую большинство людей просто не в состоянии справится с этими, внезапно навалившимися, переменами.

Ни для кого не секрет, что сегодня многие наши соотечественники буквально потеряли ощущение стабильности и уверенности в завтрашнем дне. Ни миллионер, ни последний нищий не может быть твердо уверен за свое будущее. И это неудивительно, т.к. за такой короткий период на наших глазах произошло просто невиданное доселе количество перемен: рухнул Советский Союз, подорвано доверие практически ко всем социальным институтам, люди лишились вкладов, нормального медицинского и социального обеспечения. Теперь все решают деньги и только деньги, но и на них нет уже никакой надежды, т.к. мировую экономику постоянно лихорадит: то растет, то падает курс доллара и гривны, а от политических изменений, выборов, оранжевых революций у многих уже просто кружиться голова.
Однако, столь стремительные изменения произошли не только в общественной, экономической и государственной жизни. Сам наш быт, т.е. простая повседневная наша жизнь, претерпела и претерпевает, фактически ежедневно огромное количество изменений.

Живя в обществе потребления, вместо того, чтобы в течении длительного времени быть привязанным к одному предмету, мы на короткие промежутки времени имеем в своем распоряжении предметы, непрерывно вытесняемые другими. Меняется все вокруг; одежда, мебель, средства коммуникации и т.д.. И хуже всего меняются люди, и меняются не в лучшую сторону.

Сегодня самый важный и насущный вопрос будоражащий умы современных людей это вопрос о том, как получить максимальное (чувственное) удовольствие от жизни? Движимые этим желанием мы кидаемся на все новенькое и блестящее. Стремимся, с нескрываемым вожделением, во что бы то ни стало обладать этим новеньким и блестящим, в надежде на то, что это новенькое УЖ НА ЭТОТ-ТО РАЗ обязательно принесет нам ощущение полноты жизни и более нам не придется лихорадочно гоняться за ощущением счастья.

Увы, но чуда не происходит и разочарование наступает довольно быстро; новый мобильный телефон быстро надоедает, новая машина уже через пол-года кажется не такой новой и красивой как это казалась во время ее приобретения (кстати, среднестатистический владелец автомобиля в США меняет машину через три с половиной года, а более богатые люди меняют свой автомобиль каждый год или еще чаще), а кругом реклама предлагает многочисленные замены старым вещам, как же тут устоять перед соблазном?

И вот мечутся люди в поиске чего-то новенького и интересного, в надежде обрести истинную гармонию и непреходящую радость жизни меняя в этом сумасшедшем поиске, все и вся (дома, мебель, одежду, друзей, мужей, жен и т.д.). А если, что не удается поменять то волей или не волей мы начинаем ненавидеть то, что не удалось поменять (вот так и живут люди ненавидя все, что нельзя поменять, по большей части начиная ненавидеть друг друга).

При этом большинство из нас попросту не замечает (или не хочет замечать) за собой того разрушающего воздействия которое оказывает на наше психическое и физическое здоровье вся эта стремительная лихорадка.

Находясь в условиях постоянных изменений человек оказывается выбитым из лона семьи, из привычного ландшафта. Чаще всего такой человек утрачивает привязанность к близкими, теряет друзей и ощущение стабильности жизни, и все это происходит в силу того, что теперь: «… с большинством окружающих нас людей мы вступаем в отношения ограниченного участия. Сознательно или неосознанно, но мы строим свои отношения с другими людьми по функциональному принципу», — подчеркивает Э.Тофлер. Именно поэтому, такой человек, реализующий свою беспредельную свободу выбора, как раз и оказывается психопатом, эгоистом неумеющим любить ближнего и ценить дружбу, привыкшим только приобретать, не умеющим отдавать и дарить радость людям, находящимся как бы в постоянной спешке, погоне за тенью призрачных благ.

Все это поистине напоминает болезнь и эту болезнь Э. Тофлер назвал «шоком будущего»! Шок будущего — это не отдаленная потенциальная опасность, а реальная болезнь, от которой уже страдает все возрастающее число людей. Это психобиологическое состояние можно описать в медицинских и психиатрических терминах. Это — болезнь перемен, или даже болезненная жажда перемен: «Мы можем определить шок будущего, — пишет Э.Тофлер, — как страдание, физическое и психологическое…».

Описывая стремление современного человека к переменам, автор книги подчеркивает: «Люди, которые привыкли к ускоренному темпу городской жизни…не могут долго выносить жизнь на сельскохозяйственном Юге. Вот почему люди всегда куда-то едут без особой причины. Путешествие — это наркотик нашего времени…».
Нередко ситуация доходит просто до курьеза, а именно; часто, даже не имея четкого представления о том, какие потребности он хотел бы удовлетворить, человек просто испытывает смутное желание перемен и в силу этого смутного желания он мечется как сумасшедший, теряя при этом контроль и над самим собой и над окружающей его действительностью. Последствия этого будут безусловно печальны, т.к. в итоге желание перемен превращается в неудержимую, неконтролируемую со стороны человека страсть, превращается в смертельный наркотик, под воздействием которого люди становятся уже неспособными совершать осознанный выбор и попросту начинают кидаться на все, что предложит реклама: «В будущем, — пишет автор книги, — человек будет, очевидно, сведен к роли записывающего устройства. Лишенный выбора, он будет не действовать, а подвергаться действиям. Он станет жить, в тоталитарном государстве, которым правит гестапо в бархатных перчатках».

Все это вполне может произойти и, по правде сказать, уже происходит в нашей жизни. Шок будущего — это болезнь разрушающая человеческую личность, болезнь приводящая не просто к потере ориентации в окружающем нас мире, но хуже того она является признаком медленного умирания человека.
Умирания не только его души, но и тела (физическое умирание).
Дело в том, что человек, который ставится в условия сильных изменений и новизны, ведет себя нерационально, явно действуя против своих собственных интересов. Он становится излишне возбудимым и раздражительным, проявляет излишнюю напряженность в действиях и необоснованный страх, а бывает доходит и до крайней точки психического и физиологического истощения, — апатии к жизни и потере эмоциональности, что нередко приводит людей или к самоубийству или к помешательству: «Не случайно, что немало обычных людей относятся к окружающему нас миру как к «сумасшедшему дому», — пишет автор книги.

Вот почему, все чаще и чаще, мы видим вокруг себя: «Поразительные знаки нарушения работы человеческой психики, вызванные частичным затемнением сознания, мы видим вокруг себя: увеличение потребления наркотиков, рост мистицизма, периодические вспышки вандализма и неспровоцированного насилия, политика нигилизма и ностальгия по тираническим режимам, болезненное равнодушие миллионов людей — все это может быть понято лучше, если выявить связь этих явлений с шоком будущего…».

Говоря о современной жизни в Америке Э.Тофлер подчеркивает: «Таким образом, несмотря на свои экстраординарные успехи в искусстве, науке, интеллектуальной, моральной и политической жизни, США являются страной, к которой десятки тысяч молодых людей спасаются от действительности, выбирая наркотическое отупление; страной, в которой миллионы взрослых ввергают себя в постоянный телевизионный ступор или в алкогольный туман; страной в которой легионы пожилых людей прозябают и погибают в одиночестве; в которой бегство из семьи и от принятой ответственности становится массовым…». Читая эти строки так и хочется спросить себя, — а разве это не напоминает нам нашу сегодняшнюю действительность?

И все же, говоря по правде, для православного человека, во всем этом нет ничего удивительного, т.к. на церковном языке все это называется — суета сует!

Другое дело, что вся эта, окружающая нас суета (которую на западные социологи и называют «шоком будущего») приобретает все более и более устрашающие и угрожающие размеры. Сегодня, наверное, сам Экклезиаст ужаснулся бы от суеты современного мира. И действительно, где ж ему было знать, о тех многочисленных соблазнах которые, практически ежедневно предлагает человеку современная жизнь? Разве мог он предположить о том, что 20-й и 21-й век предложит нам телевидение, полеты в космос, суперсовременные технологии, всеобщую компьютеризацию и интернет, мобильную связь, постоянно меняющиеся модели телефонов и автомобилей, евроремонты, туризм и возможности путешествовать по всему миру, изобилие продуктов питания и бытовой техники и т.д., и т.д.?

Как ему было просто сказать после прожитых дней: «Суета сует, все — суета!…Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека!» (Эккл.12:8-14)
Но как быть современному человеку, как соблюдать заповеди Божии если страсти дошли в нем до крайнего предела и он постоянно испытывает тягу к чему-либо новенькому, неизведанному? И жизни не хватит для того, чтобы все это новенькое, неизведанное перепробовать?

Увы, в книге Э.Тофлера нет ответа на эти вопросы. Т.е. они как бы есть, но по сути своей эти ответы настолько тривиальны (мол нужно себя контролировать и т.д.), что вряд ли смогут помочь слабому, погрязшему в страстях человеку. Слишком уж глубоко повреждение, слишком далеко зашла наша болезнь, суть которой так лаконично выразил апостол Павел: «Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу….Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю… в членах моих вижу иной закон противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Римлянам 7:18-25)

И если бы небыло на земле Церкви Христовой то от всего вышеизложенного действительно можно бы было прийти в отчаяние. Однако, на наше счастье мы — православные христиане знаем как найти дорогу к выздоровлению. И эта дорога ведет к Храму, к Церкви Христовой!

Церковь — это больница и мы можем быть твердо уверены, что именно здесь человек только и может достигнуть полноценного исцеления от страстей и греха. И эту веру мы исповедуем когда слышим молитву священника перед исповедью: «Яко пришел еси во врачебницу, да не неисцелен отыдеши!»

Только в Церкви человек может приобрести правильную ориентацию в своей жизни. Только в Церкви он может отбросить все лишнее, убрать весь этот мусор обмирщения, который привносит суета в нашу жизнь. Только в Церкви человек может успокоиться, отдохнуть душой и понять, что в нашем распоряжении остается слишком мало времени для того, чтобы размениваться по пустякам, тратя свою жизнь на всякую ерунду (погоню за тачками, шмотками, впечатлениями). Только в Церкви человек может ощутить истинное счастье которое дает нам Бог; счастье причастия Благодати Божией и любви к людям.

В этом и состоит рецепт в спасении людей от шока будущего. И пока существует Церковь Христова каждому конкретному человеку открыта надежда на исцеление от шока будущего, надежда на СПАСЕНИЕ!

Диакон Иоанн (Курмояров)

В рубриках: Вечные ценности

 

Оставьте комментарий