Крепость целомудрия

06.05.2012 Распечатать запись

Почему-то понятие «целомудрие» чаще всего связывают с юностью. Причем подразумевается, что современных юношей и девушек этой добродетели нужно учить, ведь они наверняка уже испорчены. Бытуют такие мнения и в церковной среде. А ведь юные посетители храмов духовно чище большинства прихожан. Хотя бы потому, что на грехи они потратили в худшем случае несколько лет, а не десятилетия, как некоторые ревнители благочестия, пришедшие в храмы в зрелые годы. Впору задуматься — не растет ли сейчас в Церкви более целомудренное поколение? И как нам не воспитать, а сохранить его чистоту?

Белая ворона

Не скажу, что мне удалось блюсти смолоду душевную чистоту, но за телесную неприкосновенность боролась честно. Так вышло, что строгими принципами на этот счет я обзавелась, еще учась в средней школе. А замуж вышла только в 28 лет. Сегодня, читая многочисленные брошюры с назиданиями подросткам о целомудренной юности, я не вижу в них ничего, что действительно могло бы помочь в реальной жизни. Возможно, потому что там мало личного и откровенного. Открыто говорить на подобную тему стеснительно. Но если этого не делать, кто поверит, что воздержание от добрачных половых связей возможно?

В юности важно чувствовать себя полноценным, соответствующим всем подростковым нормам человеком. Смешно вспоминать, я даже близким подругам намекала о существовании таинственных любовников, чтобы не слыть белой вороной. Но все равно, не имея постоянного «бойфренда», подвергалась насмешкам и подозрениям вроде «нетрадиционной ориентации». И меня пугало, что я, со своими претензиями на идеал первой брачной ночи, никогда не выйду замуж…

Похожими проблемами были озадачены участники дискуссионного клуба при Центре молодежи святых преподобных Кирилла и Марии Радонежских. Несколько лет назад сюда пришли молодые люди, ищущие общения со сверстниками близких взглядов. Потом решили не только разговаривать, но и молиться. Создали страницу в социальной сети и разослали приглашение на молебен о даровании христианского супружества. Откликнулись 70 человек! На следующий молебен пришло уже 200 просящих покровительства святых супругов Кирилла и Марии. Сейчас, по прошествии времени, очевиден результат — молебны «работают», весь актив переженился. Правда, при этом ряды постоянных участников значительно оскудели.

— В дискуссионном клубе несколько раз поднималась тема целомудрия, — рассказал организатор встреч Артемий Костров, — и молодежь горячо обсуждала проблемы. Все высказывались положительно о воздержании от половой жизни до брака. Однако в дальнейшем выяснялось, что не все сохраняли свою чистоту. К примеру, на встрече одна девушка рассказала историю, как строго отказала своему однокласснику, а через несколько месяцев мы узнали, что она стала жить с другим парнем без свадебных церемоний.

Подобные свидетельства можно услышать и от других православных. Да, сегодня парням и девушкам нелегко (и многим даже кажется — невозможно) отстаивать свои нравственные установки, нелегко быть «не такими, как все».

Кого хочешь, выбирай…

Чем может поддержать в такие моменты Церковь? Во всех написанных на эту тему книжках говорится примерно одно и то же: ждать супруга — это так прекрасно, вы сами все поймете, когда его встретите. Дальше идут страницы высокопарных, малопонятных в юном возрасте слов. Но «ждать у моря погоды» страшно, тем более, когда не знаешь, надо ли ждать именно супружества, а может, твой удел монастырь?

Вот, скажем, когда мне было 20 лет, на исповеди молодой священник выяснил, что я живу самостоятельно, работаю, нахожусь на полном самообеспечении. И заявил, что если в ближайшее время я не выберу между замужеством и монашеством, то вскоре меня сломает внешняя среда и я попаду в ад.

В тот момент сфера личной жизни меня не сильно интересовала. Да и монастырь тоже. Я просто ходила в церковь, имела увлекательную работу и кучу друзей. Стоит ли так пугать девушку, чтобы она сломя голову бежала замуж или в послушницы? А ведь с подобным отношением сталкиваются очень многие юные прихожане. Если молодому паломнику в обители первым делом сказать: «А почему не уходишь в монастырь? Ну что там, в миру, делать? Там же грязь!..», это может сильно разбередить мистическими страхами неокрепшую душу.

Давление к скорому замужеству существует и со стороны прихожан, а точнее — прихожанок. К моим 25‑ти годам каждая знакомая христианка при встрече охала: «Какая невеста пропадает». Однажды, чтобы не обидеть друзей, пришлось участвовать в специально устроенной встрече с потенциальным женихом. В результате всем было ужасно неловко. Может ли механическое сложение: «хороший православный парень + хорошая православная девушка» дать результат «хорошая семья»? Готовы ли веселые свахи нести ответственность за подсказки, которые под силу только опытным духовникам?

Бесцеремонные расспросы о матримониальных планах, навязывание кандидатур на руку и сердце не просто неприятны. Они сами по себе могут развращать молодых, разжигая на пустом месте болезненную обеспокоенность. Благие намерения как будто заслоняют в глазах советчиков конкретного человека, который пока дитя в половых вопросах и счастлив был бы пожить в неведении.

Но Святая Церковь все же поддерживала меня своей тайной рукой, и без нее никому не справиться в этой круговерти чужих мнений. При всех волнениях я не сомневалась только в одном: если Богу угоден какой-то путь, Он его мне и укажет. Разве может Он познакомить меня с избранником на пьяной вечеринке? Разве может быть объектом моей любви женатый человек? Ни за что! Я верила, что встреча с моим единственным будет прекрасна и достойна. Так и вышло.

В какой-то момент опытный священник заверил: «Чтобы в монастырь идти — это надо гореть всем сердцем», а мама сказала: «Замуж выходить надо только по большой любви». И все стало ясно. Только к этой ясности надо было продираться через жесткие школьные годы.

Осторожно: сцена!

В переходном возрасте в гордом неразумии я ходила по самому краю погибели — мечтала сбежать из дома, тянулась к дурным (зато, казалось, свободолюбивым) компаниям. Не искала серьезных ответов, поскольку серьезных вопросов еще не было. Поэтому Господь выдал мне испытание, ценность которого я осознала гораздо позже. У меня не вырос один из коренных зубов, причем на самом видном месте — в центре верхней челюсти. Врачи посоветовали ждать до совершеннолетия, он должен был появиться сам. Так я лишилась возможности улыбаться. Одноклассники изощрялись в жестоких прозвищах. Не могло быть и речи о первой любви и прочих романтических моментах нежного возраста.

Как ни обидно вспоминать весь тот ужас, похоже, это был единственный шанс сберечь меня от влияния не в меру активных мальчиков и не по возрасту развращенных девочек. Мой изъян выдернул меня из круга уличных посиделок, зато я могла жить по своим собственным правилам. Сидела дома, читала книжки и рисовала. Училась жить независимо. В старших классах мне поставили зубной протез, улыбка стала приятной, но я так и не привыкла считать себя симпатичной. Пять-шесть лет меня смиряла маленькая трагедия…

Но мой случай скорее исключение из правил. Когда дети взрослеют, родители не в силах удержать их в четырех стенах. Подростки впитывают нравственные устои во внешней среде. Основную роль при этом играют учебные заведения.

Казалось бы, школа одобряет идеалы целомудрия и призывает учеников к приличиям. Однако можно потратить множество усилий на уроках культуры и этики, но потом обесценить их одним выпускным вечером с откровенными нарядами и вызывающими концертными номерами. А можно и не дожидаться выпускного.

— Всевозможные детские творческие конкурсы часто вынуждают ребят иллюстрировать тему взаимоотношений с противоположным полом. Нет уже сценок о помощи маме или младшим братьям и сестрам, о дружбе, о милосердии по отношению к животным. Любовь, любовь, любовь… — рассказывает о школьных буднях учитель начальной школы Елена Лагунова. — Недавно мой класс был на спектакле детской театральной студии по пьесе Корнея Чуковского «Серебряный герб» о дореволюционных школьниках. Девочки-гимназистки в длинных форменных платьицах с белыми фартучками (только у главной героини почему-то «мини») на глазах зрителей превращаются в своего рода танцовщиц кабаре: мужской фрак, цилиндр, перья на шее и сигарета в зубах. Они танцуют канкан, падают на спину, болтая ногами, призывно гримасничают. В другой сцене одинокая мама героя танцует с приехавшим в гости женатым мужчиной, а потом, шепча его имя, при медленно гаснущем свете удаляется с ним в другую комнату. И это играют дети! Почему для школьников была выбрана такая трактовка книги Чуковского? О каком целомудрии актеров‑школьников и их ровесников‑зрителей после этого можно говорить?

Нетрудно догадаться, что большую часть детских конкурсов и выступлений взрослые организуют для самих себя. Учителям нужны зримые доказательства «работы с детьми», они улучшают отчетность и реализуют свои творческие фантазии. Аплодирующие родители тешат свою гордость. В конце концов, взрослые привыкли видеть что-то подобное на современных театральных сценах и киноэкранах. Им не хочется показаться подросткам несовременными и скучными. Возможно, они преувеличивают степень осведомленности, раскрепощенности и смелости сегодняшних детей. Что ж, детям, играющим в спектакле по «взрослым» сценариям, не остается ничего, кроме как подражать несвойственным им моделям поведения.

Любит — не любит — плюнет — поцелует

Когда в семье активно «потребляют» сексуально окрашенную культуру, будь то телевизионные ток-шоу или простое обсуждение знакомых на кухне, дети впитывают все, как губка. Заглянуть в отражение нынешних родительских пристрастий нетрудно. Как отмечают учителя начальной школы, мальчиков и девочек уже в первом классе интересуют темы взрослых взаимоотношений. Маленькие девочки играют не в «дочки-матери», а во взрослую «любовь» по всем правилам: с ревностью, соперничеством, угрозами, местью, интригами и активным проявлением внимания к избраннику. Мальчиков в этом возрасте больше занимают игры компьютерные, однако душевной непорочностью они тоже не отличаются. Некоторые обычные русские слова на уроке нельзя произнести, чтобы не вызвать у ребят приступ истерического смеха. Например, слово «голубой», которое мальчики активно используют для оскорбления друг друга.

Школа в свою очередь не оказывается чутким хранителем естественной детской стыдливости, но твердой рукой ведет своих подопечных к взрослению с самого первого класса.

— Учителя физкультуры постоянно жалуются на пропуски своих уроков, особенно девочками, — рассказывает Елена Лагунова. — Одно занятие в неделю у нас проходит в бассейне. Когда я пришла в бассейн на день открытых дверей и увидела своих четвероклассников в купальниках и плавках, я вдруг остро ощутила, что может чувствовать девочка, которой надо выйти в таком виде перед всем классом… Если у нее есть проблемы с внешностью — это повод найти любые справки, только бы не попасть под оценивающие взгляды и шутки одноклассников. Думаю, этим объясняются многочисленные прогулы уроков физкультуры.

Кто-то, быть может, посчитает пересказанную ситуацию нелепой. Действительно, многие дети (особенно те, кто постоянно занимается спортом) совершенно не подвержены рефлексии на тему «как я выгляжу в купальнике», для них открытые или обтягивающие одежды — лишь удобное средство для занятий. Но некоторые дети переживают такие моменты долгие годы…

Если говорить о духовном здоровье подрастающего поколения, раздельное обучение кажется не такой уж ханжеской идеей. Каждая внимательная мама подтвердит, что девочки и мальчики развиваются по-разному. И учителя им нужны разные.

— В закрытых учебных заведениях немного другая ситуация, — делится своим опытом работы в Суворовском военном училище преподаватель английского языка Алина Горичева. — К нам попадают, в основном, сироты или дети родителей, которые не хотят заниматься их воспитанием. К 11 годам такие дети пережили больше, чем обычный взрослый человек. И тут все упирается в личность воспитателя. Многие мужчины-воспитатели из тех, с кем я встретилась в военном училище, — настоящие подвижники. Для них эти «подранки» как родные дети. Поэтому мальчишки, которые по привычке матерятся через слово, готовы поделиться последним со своим воспитателем или учителем. А ограничение соприкосновений с современным внешним миром помогает воспитывать благородных рыцарей. Знаете, как второкурсники (это шестой класс) готовились к вечеру, на который были приглашены девочки! И та, и другая сторона готовили выступления и сюрпризы. Тайна, романтика, ожидание чуда, радость дарить и получать подарки — все это там пытаются сохранить.

Вряд ли ситуацию раздельного обучения сегодня можно считать панацеей от всех бед. Но что может спасти современную школу? Ответ очевиден — уровень культуры самого учителя. И, конечно же, его глубокая заинтересованность, неравнодушие и любовь к своему делу и к «своим» детям.

В том же Духе

Однако что бы ни делала школа, задатки целомудрия или его отсутствия закладываются в семье. Поскольку каждая семья организм уникальный, перечислять ошибки родителей не имеет особого смысла. Замечу лишь, что целомудрие ребенка — от Бога данная добродетель, и проблемы в этой области чаще всего являются следствием, а не причиной. Двигателем разрушительного поведения растущего ребенка могут быть несогласия в семье и решение спорных вопросов при помощи нечестных приемчиков или психологического насилия; дурновкусие в подборе литературы, карьеризм, в общем, любые неверные векторы духовного движения родителей. Здесь, как и во всех других областях воспитания, работает принцип: «Будь таким, каким ты хочешь видеть своего ребенка».

Другая распространенная и острая тема в педагогике — запреты. Что можно запрещать, а что нельзя?

Лично мне не давали смотреть взрослые фильмы, но поощряли любовь к изобразительному искусству. Хотя альбомы с репродукциями могут таить в себе то же самое, от чего ограждают запретом на «взрослое кино». Однако на такие случаи вступающим в жизнь малышам дано от Бога удивительное средство противодействия.

— В психике маленького человечка есть механизмы, защищающие его сознание от лишней информации, — поясняет кандидат психологических наук Анна Вахрушева, заведующая кафедрой психологии НФ МГЭИ. — Недаром у ребенка старше трех лет первой реакцией на обнаженное тело или взрослый поцелуй является желание отвернуться и спрятаться.

Почему-то у большинства взрослых возникает искушение побороть эту реакцию, как говорится, «избавить от комплексов». Насилие над естественным правом ребенка на целомудрие приводит к тяжелым, не всегда очевидным для родителей, результатам. Выявить причину расстройства у малышей под силу только специалистам. Как в случае двух братьев‑погодок, которых привели на прием к логопеду с сильнейшим заиканием. В ходе лечения выяснилось, что родители мальчиков трех и четырех с половиной лет не считали зазорным при детях «заниматься любовью». Нервная система малышей не вынесла перегрузки непосильными в силу возраста впечатлениями.

— Внимательное отношение к ребенку, понимание его внутреннего мира, восприятие его как ценности может дать хорошие ростки в будущем, — делится универсальным рецептом Анна Вахрушева. — Самое сложное в этом процессе — найти золотую середину, воспитать не ханжу, а образованного в интимном плане человека, который в процессе взросления сможет сделать самостоятельный выбор — жить «как все» или быть индивидуальностью. Мне кажется, если цель воспитания — не скроить ребенка «под себя», «под общество», а помочь ему развить врожденные индивидуальные задатки (в том числе и духовные) и вовремя поддержать — то можно не бояться за результат!

Заглядывая глубже в прошлое, вижу и я, что камни, на которых молодой человек построит крепость своего целомудрия, закладываются очень рано. Удивительно, даже когда я не видела Бога рядом с собой, не искала Его воли, фундамент уже создавался. Что укрепляло меня тогда, до крещения? Именно неприкосновенность души и тела дала ощущение огражденности. «Я в этом не участвовала, я этого не видела, я этого не делала, и я этого не хочу» — из такого противостояния сложилась моя оборона. Под ее защитой прожила я свои «одинокие» годы и передала хранимое целомудрие мужу, с любовью и преданностью. И вижу, как оно продолжает охранять наш брак.

Юлия Нурмагамбетова
Иллюстрации: Екатерина Гаузельман
Журнал «Вода Живая»
http://aquaviva.ru/journal/?jid=22777

Отзывов (5) на статью «Крепость целомудрия»

Виктор пишет:
16.05.2012 в 15:15

Длинновато, но интересно! :)
Есть прекрастные лекции (13 файлов — CD диск) протоиерея Илии Шугаева о православном взгляде на этику и психологию семейной жизни, в которых он здорово и увлекательно рассказывает старшеклассникам о том как найти своего спутника жизни, чем отличается любовь от влюбленности и многое многое другое. Очень рекомендую всем, даже взрослым! лично я получил огромное удовольствие от прослушанного.
Что касается ранних браков, то может это не такое уж и зло, как некоторые утверждают. Ранний брак — это своего рода предохранитель от греховных искушений юности. Раздельное вопситание — тоже ЗА! Не зря же у мусульман существует традиция раздельного воспитания мальчиков и девочек в учебных заведениях. Раньше в храмах казацких станиц, например, всегда поддерживалось негласное правило: мужчины вправо от Алтаря, женщины — влево — это ведь тоже воспитание!

Ответить

dionus ответил: ()

Помимо 13 аудиолекций есть еще видео. Если надо, могу поискать ссылку.

Ответить

Виктор ответил: ()

У меня есть. Спаси Господи! :)

Ответить

Александр пишет:
17.05.2012 в 10:55

Ага, т.е. если детишки в 13-14 лет будут жениться и детей делать — это не грех и все нормально???Интересные у вас трактовки, весьма интересные….Так глядишь и черное белым назовете!!!

Ответить

dionus ответил: ()

Если женившись и родив детей они при этом их не воспитают или не вырастят (не прокормят) должным образом, то за грех будет вменяться этот факт невоспитания. Это если отвлеченно. На практике грехом является невенчанный и незарегистрированный брак. Так называемое сожительство. А браки у нас в 13 и 14 лет не регистрируют.

Ответить

 

Оставьте комментарий